Нормативная цена земли и кадастровая стоимость земельного участка
НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА ЗЕМЛИ И КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
1. НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА ЗЕМЛИ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Наиболее широко цитируемое определение понятия нормативная цена земли (НЦЗ) дает статья 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»:
Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Из определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке, а эта деятельность определяется категорией земли и разрешенного использования земельного участка. Это подтверждает мнение, приведенное в комментарии к Земельному кодексу РФ под редакцией Чубукова Г.В. и Тихомирова М.Ю., что нормативная цена земли в ранее действовавшем законодательстве хотя и выступала в качестве формы платы за землю, однако, по сути, она являлась критерием расчета платежей за использование земли, а не формой платы за нее.
Таким образом, нормативная цена земли характеризует не качество земли как таковой, ее физические свойства, а скорее ее степень пригодности для определенных видов деятельности. И, скорее всего, можно предположить, что перевод земли из одной категории в другую и изменение разрешенного использования должен повлечь за собой изменение нормативной цены земельного участка.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» :
- нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В связи с приведенным выше процитирую определение НЦЗ, которое предлагает Волков Г.А.:
- Нормативная цена земли – административно устанавливаемая стоимость земельного участка в составе группы земельных участков, включенных в одну оценочную зону.
- В своих лекциях профессор Петрова Т.В. предлагает использовать следующее определение нормативной цены земли, которое на взгляд автора настоящей работы является наиболее приближенным к самой сути института и не перегружено специальными правовыми терминами:
- Нормативная цена земли – это условный экономический показатель, необходимый для регулирования отношений землепользования, сделок с землей, для установления некоторой объективированной цены на земельный участок.
1.2. НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНСТИТУТА
Назначение нормативной цены земли установлено в Ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»:
Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Роль нормативной цены земли вытекает из функции, которую ей необходимо было выполнить в начале 90-х. Одним из важнейших компонентов структурной перестройки экономики России, направленной на развитие рыночных отношений, стала земельная реформа, реализация которой была начата в 1990 году. Право частной собственности на землю впервые было введено в 1990 году статьей 12 Конституции РСФСР. В ноябре 1999 года в России были приняты законы "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", закрепившие право частной собственности на землю. В силу разработанных экономистами того времени программ перехода России к рыночной экономике было принято решение о скорейшей передаче (покупке и выкупа) государственной собственности в собственность частную. Для обеспечения минимальной стоимости отчуждения земли государством, на взгляд автора данной работы, и был введен институт нормативной цены земли. Это подтверждают: п. 2 ст. 12 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля, 24 декабря 1993 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.):
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
п. 12 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности":
Начальная цена земельного участка при продаже на коммерческом, инвестиционном конкурсе, аукционе устанавливается в размере не ниже нормативной цены земли.
а так же в п. 13:
В случаях, когда собственник приватизированного предприятия является единственным участником аукциона, коммерческого, инвестиционного конкурса, земельный участок продается ему в собственность по стартовой цене, но не ниже нормативной цены земельного участка.
В настоящее время косвенно эту точку зрения подтверждает п. 1 Ст. 12 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества":
Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (далее - нормативная цена) - минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, институт нормативной цены земли первоначально действительно выполнял функцию формы платы за землю, поскольку этого требовала экономическая необходимость в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв. Со временем, его роль изменилась и сейчас это критерий расчета платежей за использование земли. Его существование в настоящее время – явление временное, поскольку на смену данного института с принятием Земельного кодекса пришел институт кадастровой стоимости земельного участка, исходя из содержания п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации":
В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Исходя из приведенного выше положения, можно усмотреть еще одно назначение нормативной цены земли – выполнение функции кадастровой стоимости земли – для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ):
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, применение такого инструмента, как плата за землю, должно было обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного целевого назначения, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования таких мероприятий.
1.3. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА, ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ
Несмотря на то, что в СССР земля не могла быть предметом купли-продажи, не допускалась ее аренда и, конечно, не могло быть речи о цене на земельный участок или нормативной цене земли. Это объяснимо политическим строем СССР, особенностью плановой экономики. Но не смотря на очевидную безнадежность, автор настоящей работы попытался найти некоторый аналог нормативной цены земли или, скорее, институт оценки стоимости земли в СССР. Законодательно закрепленного института, подобного нормативной цене земле в законодательстве СССР нет, но в некоторых нормативных актах того времени упоминаются институты, которые имеют определенные сходства с оценкой земельного участка. Так, о существовании оценки земельного участка по критерию его качества (плодородие почв) можно судить, исходя из содержания ст. 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. N 4 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, одной из сторон в которых является колхоз или межколхозная организация" (с изменениями от 26 марта 1981 г., 26 апреля 1984 г., 29 сентября 1988 г., 30 ноября 1990 г.):
Согласно ст.39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле колхоз имеет право на возмещение убытков, связанных с изъятием закрепленных за ним земель или временным их занятием (в ред. постановления Пленума N 14 от 30 ноября 1990 г.).
Рассматривая требования о возмещении убытков, судам следует иметь в виду, что в силу п.1 ст.35 Закона СССР "О кооперации в СССР" при ухудшении по вине колхоза земельных угодий, снижении плодородия почв, исключении в течение длительного времени земель из оборота такие земельные угодья могут быть у него частично или полностью изъяты указанными в законе органами.
На оценку стоимости прав на пользование землей косвенно указывает абз.3 ст. 27 Постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. N 48 "О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" (с изменениями от 17 марта 1988 г., 6 мая, 20 июля 1989 г., 6 августа, 3, 26 сентября 1990 г.):
В счет вкладов в уставный фонд совместного предприятия могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей... Вклад участников в уставный фонд совместного предприятия оценивается в рублях по внешнеторговым ценам, устанавливаемым на основе действующих в рамках СЭВ положений. При отсутствии таких цен стоимость вносимого имущества определяется по согласованию между участниками.
Прямо о существовании в СССР института экономической оценки земли указано в ст. 40 Постановлении СМ СССР от 7 апреля 1989 г. N 294 "Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР":
Арендная плата устанавливается в фиксированных размерах исходя из стоимости и состояния основных фондов, экономической оценки земли и других условий аренды.
И, наконец, о существовании оценки земли с точки зрения ее продуктивности, устанавливаемой законодательством союзных и автономных республик, говорит абз.4 ст.11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.:
Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством союзных и автономных республик.
Конечно, приведенные выше выдержки из нормативных актов СССР, не говорят о существовании института аналогичного нормативной цене земли в современном его понимании, но позволяют проследить развитие и становление данного института, который сыграл немалую роль в формировании рыночных отношений в России.
1.4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 319 "О порядке определения нормативной цены земли" :
Нормативная цена земли… ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. При этом предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает основные методические положения по ценовому зонированию земель и расчету нормативной цены земли.
Таким образом, нормативную цену земли определяют органы исполнительной власти субъектов федерации, а органы местного самоуправления могут конкретизировать размер нормативной цены. В Московской области нормативная цена земли устанавливается Постановлением Правительства Московской области от 26 мая 2004 г. N 295/20 "О нормативной цене земли в Московской области в 2004 году" . Согласно этому постановлению следует применять нормативную цену земли, действовавшую в Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18.08.2003 N 484/30 "О нормативной цене земли в Московской области в 2003 году", с коэффициентом 1,1. Постановление Правительства Московской области от 7 июля 1997 г. N 51/17 "О нормативной цене земли в Московской области" (с изменениями от 23 февраля 1998 г., 27 октября 2000 г.) первоначальную нормативную цену земли и утвердило список оценочных зон на всей территории Московской области. Согласно п. 3 данного постановления главы муниципальных образований в зависимости от местных условий и развития рынка земли могут разработать и утвердить оценочные зоны территорий городов и поселков и их границы, а так же дифференцировать нормативную цену земли, установленную по городам и поселкам согласно данному постановлению, по оценочным зонам городов и поселков и целевому назначению земель. При этом нормативная цена, установленная по оценочным зонам и целевому назначению земель, может повышаться или понижаться, но не более чем на 25 процентов, и ее размер не должен превышать 75 процентов уровня рыночных цен на земельные участки конкретного целевого назначения соответствующей оценочной зоны. В городах и поселках Московской области нормативная цена установлена по землям жилищного фонда, а также по предоставленным для садоводства, огородничества, животноводства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, под гаражи и автостоянки, по землям промышленности, транспорта и прочим землям. Нормативная цена земель сельскохозяйственного использования в границах городов и поселков (за исключением предоставленных для садоводства, огородничества, животноводства, ведения личного подсобного хозяйства) определена в двукратном размере от нормативной цены земли сельскохозяйственного назначения аналогичного класса соответствующего административного района. Данное оценочное зонирование всей территории Московской области произведено на базе рыночных цен на земельные участки разного целевого назначения и экспертных оценок, основанных на величине капитализированного рентного дохода от эксплуатации земель разного назначения .
2. КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
К сожалению, несмотря на введение Земельным кодексом РФ института кадастровой стоимости земельного участка, законодатель не дал ему определения. Некоторые авторы считают, что это связано с тем, что фактически замена нормативной цены земли на кадастровую стоимость земельного участка носит в большей степени характер замены одного термина на другой. Это подтверждает в том числе и Разъяснения Росземкадастра от 2 августа 2001 г. N ВК/434 "О порядке оформления документов ГЗК":
В связи с утверждением Росземкадастром Правил оформления кадастрового плана земельного участка (ГЗК-1-Т.О-04-01-01) и Порядка ведения ГРЗ КР (ГЗК-1-С.О-05-02-01) разъясняем, что Акт о нормативной цене земельного участка, оформленный в соответствии с письмом Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 03.04.1997 г. N 5-16/676 является основанием для внесения сведений о нормативной цене земельного участка в форму Ф.1.4 ГРЗ КР.
Таким образом, автор настоящей работы предлагает использовать в качестве определения кадастровой стоимости земельного участка, наиболее универсальное определение, предложенное Петровой Т.В. для нормативной цены:
Кадастровая стоимость земельного участка – это условный экономический показатель, необходимый для регулирования отношений землепользования, сделок с землей, для установления некоторой объективированной цены на земельный участок.
Из содержания п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ и анализа текста книги Крассова О.И. можно предложить еще одно определение кадастровой стоимости земельного участка:
Кадастровая стоимость земельного участка – нормативно-рассчитываемая стоимость, которая должна устанавливаться в процентах от рыночной стоимости участка и применяться главным образом в целях налогообложения.
2.2. НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНСТИТУТА
Поскольку институт кадастровой стоимости земельного участка должен полностью заменить институт нормативной цены земли, то назначение и роль последнего также будут характерны для института кадастровой стоимости земельного участка. Однако, несмотря на кажущуюся преемственность институтов, они вводились в разное время для реализации похожих, но все-таки и отличных задач. В начале девяностых России требовались экстренные меры, для решения основной задачи – обеспечения мощного основания для становления в России рыночных отношений, для этого требовалось появление частной собственности, отчуждение государственного имущества, развитие имущественного оборота, привлечение инвестиций и т.д. Сейчас Россия достаточно сильное государство, у которого проходят процессы централизации власти, введению во многие сферы экономики сильного государственного влияния и контроля. В том числе появилась необходимость упорядочить отношения в сфере оборота земли. Это вызвано, в том числе и многочисленными нарушениями, как в девяностых годах, так и сейчас в сфере передачи, отчуждения и перевода земель из одной категории в другую. Негативное отношение общественности к действиям муниципальных органов, органов субъектов федерации, которые, иногда прямо нарушая предписания закона, передают ценные земли различных категорий под массовое строительство коттеджей, развлекательных комплексов и т.д. Развитие земельных преобразований в России потребовало создания условий для повышения эффективности использования земель, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Создание государственного земельного кадастра обеспечит должную индивидуализацию и систематизацию сведений по каждому земельному участку, что обеспечит и упростит создание эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами, упростит процедуры по заключению и оформлению сделок с земельными участками, сделает общедоступными сведения о любом земельном участке, прошедшем кадастровый учет. Кроме того, кадастровая стоимость земельных участков выполняет функцию критерия для сохранения более ценных земель для нужд сельского хозяйства, п.2 ст.79 Земельного кодекса:
Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости.
2.3. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА, ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ
Поскольку институт кадастровой стоимости земельного участка является преемственным по отношению к институту нормативной цены земли, то к нему можно отнести содержание п. 1.3 настоящей работы.
2.4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Росземкадастр в своих документах в настоящее время практически не делает разницы между кадастровой оценкой земельного участка и нормативной ценой земли. Порядок определения нормативной цены земли аналогичен порядку определения кадастровой стоимости земельного участка. Для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель (ст. 66 Земельного кодекса РФ). Государственная кадастровая оценка земель является совокупностью правовых, административных, экономических и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости земельных участков, проводимых в целях налогообложения, установления размеров арендной платы, а также иных предусмотренных законодательством целях. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 "Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России" установлено, что федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществляющим функции по ведению государственного земельного кадастра, государственной кадастровой оценке земель является Федеральная служба земельного кадастра России, его территориальными органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности. Росземкадастр организует государственное регулирование деятельности частных оценщиков на основе лицензирования и сертификации. На него также возложена ответственность за законодательное определение их ответственности за достоверность результатов производимой ими оценки земельных участков. Постановлением Правительства Российской Федерации: Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 08.04.2004 г. организация проведения государственной кадастровой оценки земель возложена соответственно на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее Росземкадастр).
Деятельность Росземкадастра в области осуществления государственной земельной политики в области оценки земель направлена на установление единого для всех субъектов Российской Федерации порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью определения нормативной цены земли, используемой для исчисления земельного налога и иных земельных платежей, а также определения выкупной цены земельных участков, передаваемых гражданам и юридическим лицам государственными и муниципальными органами на платной основе.
Кадастровая оценка земель производится на основании правил проведения государственной кадастровой оценки земель, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г , так согласно
ст. 1: Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории страны для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
ст. 2: Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
ст. 3: При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.
ст. 4 Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. .
ст. 8 В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
ст. 9 Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
ст. 10 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, в данном постановлении содержаться указание на то, что для проведения кадастровой оценки земель уполномоченными федеральными органами разрабатываются и утверждаются методические и нормативно-технические документы. В настоящее время таких документов четыре:
- Методика государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденную приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49
- Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденную приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/337
- Методика государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденную приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307
- Методика государственной кадастровой оценки земель лесного фонда РФ, утвержденную приказом Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/336
Таким образом, помимо самостоятельной процедуры для определения кадастровой стоимости земли можно выделить еще два способа: - применение в качестве кадастровой стоимости земельного участка нормативную цену земли; - в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ);
К сожалению, кадастровая стоимость земельных участков определена далеко не для всех земельных участков, поэтому при ее отсутствии применяется нормативная цена земли.
3. СООТНОШЕНИЕ ИНСТИТУТОВ
Проведенный анализ институтов нормативной цены земли и кадастровой стоимости земельного участка показал, что эти институты во многом схожи и имеют одинаковую правовую природу.
Одной из основных задач, выполняемых данными институтами, является вовлечение земельных участков в гражданский оборот. В большинстве случаев вовлечение в гражданский оборот земельных участков не произойдет без определения одного из этих институтов, хотя бывают исключения: бесплатное приобретение участков в собственность, продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, а также применение рыночной стоимости земельного участка. В том числе благодаря вышеназванным институтам ликвидирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности, а также проведено бесплатное перераспределение земель в пользу граждан (на сегодняшний день в России более 43 млн. собственников, владельцев и пользователей земельными участками, в частную собственность передано более 130 млн. га, или 7,6% земельного фонда страны, что больше, чем пахотные земли всей Европы). Начиная с 1996 г. активно реализуется Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» Российской Федерации, главная цель которой - создание обязательной для любого государства с рыночной экономикой многофункциональной информационной инфраструктуры – системы государственного земельного кадастра – главного инструмента поддержки прав на землю и недвижимость.
Закрепление в законодательстве России нормативной цены земли и кадастровой стоимости земельного участка явилось закономерной необходимостью для того периода развития государства и земельного права, когда эти институты появлялись.
Отличия этих институтов проявляются в порядке их определения, поскольку нормативную цену земли устанавливают органы исполнительной власти субъектов федерации с участием органов местного самоуправления, которые могут повышать или понижать установленную цену в пределах 25 процентов, кадастровую стоимость земельного участка определяет Федеральная служба земельного кадастра России, а утверждают ее исполнительные органы субъектов федерации.
Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка может быть определена в процентах от рыночной стоимости земельного участка и ее не надо пересматривать каждый год. Связь между рыночной стоимостью земельного участка и нормативной ценой земли в том, что нормативная цена земли не может превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
На взгляд автора настоящей работы можно говорить о том, что кадастровая стоимость земельного участка естественным образом развивает институт нормативной цены земли, полностью выполняя требования, диктуемые законами рыночной экономики для современного, быстро развивающегося российского государства.
Скиба П.А.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Габбасов Р., Голубева Н. Определение нормативной цены земли субъектами Российской Федерации //Финансовая газета. Региональный выпуск. 16 апреля 2001.
- Крассов О.И. Земельное право современной России. Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 624 с.
- Комментарий к Земельному кодексу (из книги "Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации". - М.: Юрайт-Издат, 2002.) (рук. авт. коллектива М.В. Бархатов).
- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Крассов О.И. – М.: Юристъ, 2002.
- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. – М.: Изд. Бек, 2002. – 448 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ// "Российская газета" от 30 октября 2001 г.
- Закон РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю"// «Российская газета» от 30 октября 1991 г
- Постановлением Правительства Российской Федерации: Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 08.04.2004 г.// "Российская газета" от 13.04.2004 г. № 76 (3453)
- Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 "Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России"// СЗ РФ. 2000. N 30. Ст.3154.
- Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" // СЗ РФ от 17 апреля 2000 г., N 16, ст. 1709
- Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли"//"Российская газета" от 2 апреля 1997 г.
- Постановление Правительства Московской области от 26 мая 2004 г. N 295/20 "О нормативной цене земли в Московской области в 2004 году"// Текст постановления опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 2 июня 2004 г., N 100
- Постановление Правительства Московской области от 18.08.2003 N 484/30 «О нормативной цене земли в Московской области в 2003 году»// СПС Гарант.
- Постановление Правительства Московской области от 7 июля 1997 г. N 51/17 "О нормативной цене земли в Московской области" (с изменениями от 23 февраля 1998 г., 27 октября 2000 г.)// СПС Гарант